гениальный русский читатель понял то доброе, что тщетно хотел выразить бездарный русский беллетрист
теорию слов липавского уже пересказываю каждому встречному-поперечному. сигнал, что пора излиться и перестать пугать окружающих.
зато здесь, я знаю, есть такие, кого тоже от таких вещей бьёт мелкой дрожью)
без долгих отступлений
сегодня этимологи всего мира занимаются в основном тем, что пытаются реконструировать праиндоевропейский язык.
как это делается: берут слова современного языка, ищут заграничных родственников, сравнивают, прослеживают эволюцию слова и, примеряя законы словообразования и словоизменения, откапывают маму. потом долго радуются, дописывают прабасню про овцу и коней.
в ряду лингвистических дисциплин глоттогония - наука о зарождении языка - бедная родственница, заколоченная в гроб метровыми гвоздями. глоттогонические гипотезы не доказуемы и умозрительны, и споры о них приводят только к ожесточенным холиварам и размежеванию и так более чем пестрого сообщества языковедов. в 1866 г. парижское лингвистическое общество вовсе запретило бессмысленный срач о том, каков был эмбрион языка. адьос.
сегодня не приходится ждать возобновления интереса к теме - трудно представить себе организацию, которая согласилась бы финансировать пустые, ничем не доказуемые бла-бла.
тут вступает энтузиаст липавский. философ и просто красавец. время загнало его в затхлую норку под названием детская пропагандистская литература, так что все интеллектуальные усилия пошли на остроумные беседы с чинарями и создание удивительнейшей модели мира. эйнштейн, плюя до 1905 года в потолок патентного бюро, тоже много до чего додумался (это к вопросу о безделье). но последний, конечно, своего добился, а липавского замолчали, сгубили на войне и забыли. но не буду о грустном.
прорывом в глоттогонии считается трудовая теория происхождения языка, согласно которой язык появился, чтоб как-то согласовывать трудовую деятельность. карл бюхер развил её до понятия о "трудовых выкриках", сопровождавших акты коллективного труда. здесь, разумеется, не мог не подмахнуть энгельс, благодаря чему идея о появлении языка как о необходимости координировать труд стала широко известна. теория липавского - её очень закономерное продолжение. но он (умничка!) концентрируется не столько на том, почему, сколько на том, каким образом. что нас больше всего и интересует, собственно
я её очень кратко изложу
прежде всего, липавский пишет, что у всех слов языка есть исходный треугольник значений - ТЯНУТЬ (СЯ), СТРЕМИТЬ (СЯ), ХВАТАТЬ (СЯ).
читать дальше
вчера ходили в гоголь на волшебный "хармс. мыр", который наполовину состоит из "разговоров".
и вот я как-то ещё сильней утвердилась в мысли, что эти ребята действительно вникли и всё увидели.

зато здесь, я знаю, есть такие, кого тоже от таких вещей бьёт мелкой дрожью)
без долгих отступлений
сегодня этимологи всего мира занимаются в основном тем, что пытаются реконструировать праиндоевропейский язык.
как это делается: берут слова современного языка, ищут заграничных родственников, сравнивают, прослеживают эволюцию слова и, примеряя законы словообразования и словоизменения, откапывают маму. потом долго радуются, дописывают прабасню про овцу и коней.
в ряду лингвистических дисциплин глоттогония - наука о зарождении языка - бедная родственница, заколоченная в гроб метровыми гвоздями. глоттогонические гипотезы не доказуемы и умозрительны, и споры о них приводят только к ожесточенным холиварам и размежеванию и так более чем пестрого сообщества языковедов. в 1866 г. парижское лингвистическое общество вовсе запретило бессмысленный срач о том, каков был эмбрион языка. адьос.
сегодня не приходится ждать возобновления интереса к теме - трудно представить себе организацию, которая согласилась бы финансировать пустые, ничем не доказуемые бла-бла.
тут вступает энтузиаст липавский. философ и просто красавец. время загнало его в затхлую норку под названием детская пропагандистская литература, так что все интеллектуальные усилия пошли на остроумные беседы с чинарями и создание удивительнейшей модели мира. эйнштейн, плюя до 1905 года в потолок патентного бюро, тоже много до чего додумался (это к вопросу о безделье). но последний, конечно, своего добился, а липавского замолчали, сгубили на войне и забыли. но не буду о грустном.
прорывом в глоттогонии считается трудовая теория происхождения языка, согласно которой язык появился, чтоб как-то согласовывать трудовую деятельность. карл бюхер развил её до понятия о "трудовых выкриках", сопровождавших акты коллективного труда. здесь, разумеется, не мог не подмахнуть энгельс, благодаря чему идея о появлении языка как о необходимости координировать труд стала широко известна. теория липавского - её очень закономерное продолжение. но он (умничка!) концентрируется не столько на том, почему, сколько на том, каким образом. что нас больше всего и интересует, собственно
я её очень кратко изложу
прежде всего, липавский пишет, что у всех слов языка есть исходный треугольник значений - ТЯНУТЬ (СЯ), СТРЕМИТЬ (СЯ), ХВАТАТЬ (СЯ).
читать дальше
вчера ходили в гоголь на волшебный "хармс. мыр", который наполовину состоит из "разговоров".
и вот я как-то ещё сильней утвердилась в мысли, что эти ребята действительно вникли и всё увидели.

а насчет эволюционной лингвистики я в целом согласна с парижским обществом, меньше поводов для стресса, филологи и так истерики через одного
и теория трудовых выкриков мне не нравится (тут могло быть длинное и нудное рассуждение по поводу))
про теорию трудовых выкриков ничего не могу сказать. у животных тоже есть язык для коллективной трудовой деятельности) мне кажется вполне очевидным, почему он появился.
теория трудовых выкриков не отвечает на вопрос, как появилось самосознание и символическое, в этом главная загвоздка. но это и не языковедческая проблема
а липавский берет более поздний этап, когда уже при готовом самосознании и формирующейся (сформированной?) символической системе мычание (ну или трудовые выкрики, если они имели место) превращается в сложный и прекрасный
его теория основана только на тщательном изучении даля и ощущении, что у него сердце бьется в унисон с ритмом вселенной))
разумеется, невозможно воспринимать теорию на сто процентов всерьез. как и любую другую теорию в этой топкой области)
но она не лишена изящества, согласись)
а про теорию выкриков - она меня обламывает своей однобокостью, в вопросе эволюции если и говорить, то говорить о совокупности всего, хотя и так в разной степени невнятная ерунда получается везде кроме биологии)
да и что далеко ходить
взять тот же французский
европейские франкофоны гундосят, африканцы вовсе нет, квебекцы энькают и цыкают. на старофранцузском не гундосил никто