гениальный русский читатель понял то доброе, что тщетно хотел выразить бездарный русский беллетрист
в латвию мы ездили на Лиго, или Янов день
это языческий праздник вроде нашего Ивана Купалы - т.к. тоже день летнего солнцестояния - с кострами, гипнотическим завыванием, бесовскими плясками и неумеренным возлиянием пива.
подготовка к празднику стартует за несколько недель
сначала вешают пышные венки на бамперы, потом расставляют у дверей молодые березки в кадках, а затем первые смельчаки начинают потихоньку выгуливать национальные костюмы. прям как в баварии к 1 мая. я потому и думала, что, как и в мюнхене, празднование ограничится наскоро сколоченной сценой с фолк-певцами и раздачей нехитрых уличных угощений. сцена с фолк-певцами (и не одна, а с десяток) и палатки с пивом и традиционным сыром с тмином тоже были, конечно - однако латышский праздник по духу и размаху куда ближе к своим древним языческим корням, чем скромные германские веселушки.


ближе к полуночи народ, кто не остался на набережной, подтягивается на местную лысую гору. парень с девушкой в традиционных венках (у него из дубовых листьев, у нее из цветов) делают почетный круг с зажженным факелом и несут его к укрытому соломой колесу. колесо поджигают и скатывают по склону вниз.
(фрэзер писал, что это один из ритуалов воздаяния почестей солнцу, насколько помню. плюс по нему предсказывали урожайность следующего года: если горящее колесо скатывалось вниз, не погаснув, быть урожаю обильным и богатым, а народу жиреть и процветать. если же огонь затухал на середине пути, можно было начинать морально готовиться к голодной зиме. современные латыши хитрят: пускают колесо вниз метров на десять, не больше, чтоб уж точно не успело перегореть!)
затем с его помощью поджигают большой кострище и затягивают традиционную песню "лиго, лиго", совершенно магическую - слово "лиго" повторяется два раза в каждой строчке и становится похожим на заклинание.
когда от дыма и мерного покачивания начинает кружиться голова, народ меняет большой костер на костры поменьше - те, на которых варят кашу и жарят мясо.
насколько я знаю, под утро венки бросают в воду, чтобы по ним предсказать свой будущий матримониальный статус.
в случаях крайней разнузданности толпы - раздеваются догола и парами ищут в ночи цветок папоротника.
но я выпила слишком много семиградусного пива с какой-то травой и ближе к часу волка уже стояла согнувшись под деревом.
ну что ж, за папоротником в другой раз
это языческий праздник вроде нашего Ивана Купалы - т.к. тоже день летнего солнцестояния - с кострами, гипнотическим завыванием, бесовскими плясками и неумеренным возлиянием пива.
подготовка к празднику стартует за несколько недель
сначала вешают пышные венки на бамперы, потом расставляют у дверей молодые березки в кадках, а затем первые смельчаки начинают потихоньку выгуливать национальные костюмы. прям как в баварии к 1 мая. я потому и думала, что, как и в мюнхене, празднование ограничится наскоро сколоченной сценой с фолк-певцами и раздачей нехитрых уличных угощений. сцена с фолк-певцами (и не одна, а с десяток) и палатки с пивом и традиционным сыром с тмином тоже были, конечно - однако латышский праздник по духу и размаху куда ближе к своим древним языческим корням, чем скромные германские веселушки.


ближе к полуночи народ, кто не остался на набережной, подтягивается на местную лысую гору. парень с девушкой в традиционных венках (у него из дубовых листьев, у нее из цветов) делают почетный круг с зажженным факелом и несут его к укрытому соломой колесу. колесо поджигают и скатывают по склону вниз.
(фрэзер писал, что это один из ритуалов воздаяния почестей солнцу, насколько помню. плюс по нему предсказывали урожайность следующего года: если горящее колесо скатывалось вниз, не погаснув, быть урожаю обильным и богатым, а народу жиреть и процветать. если же огонь затухал на середине пути, можно было начинать морально готовиться к голодной зиме. современные латыши хитрят: пускают колесо вниз метров на десять, не больше, чтоб уж точно не успело перегореть!)
затем с его помощью поджигают большой кострище и затягивают традиционную песню "лиго, лиго", совершенно магическую - слово "лиго" повторяется два раза в каждой строчке и становится похожим на заклинание.
когда от дыма и мерного покачивания начинает кружиться голова, народ меняет большой костер на костры поменьше - те, на которых варят кашу и жарят мясо.
насколько я знаю, под утро венки бросают в воду, чтобы по ним предсказать свой будущий матримониальный статус.
в случаях крайней разнузданности толпы - раздеваются догола и парами ищут в ночи цветок папоротника.
но я выпила слишком много семиградусного пива с какой-то травой и ближе к часу волка уже стояла согнувшись под деревом.
ну что ж, за папоротником в другой раз