гениальный русский читатель понял то доброе, что тщетно хотел выразить бездарный русский беллетрист
помню, как меня проняла концовка зайдлевского Рай: Вера, где глубоко религиозная героиня начинает исступленно хлестать ремнем распятие
налицо момент разрыва моральных установок, когда мантра "бог решил меня испытать" уже не действует
сейчас помимо прочего читаю "золотую ветвь" и думаю, что, вероятно, включается и генетическая память

фрэзер пишет о том, как действовали примитивные народы, если, скажем, магические ритуалы вызова дождя (танцы с бубном, умерщвление животного с черной шерстью и т.д.) долго не работали: народ выходил из себя, отбрасывал все эти сверхъестественные штучки и переносил свой гнев на зажиливших воду небесных божеств. их низвергали, колотили, оплевывали; в японии, например, их изображения с проклятиями швыряли в смердящее рисовое поле, в китае выставляли под нещадно палящее солнце - чтоб уж идолу мало не показалось.

а забавней всего вот этот эпизод
Но и в современной христианской Европе прибегали к точно таким же методам вызова дождя. В конце 1893 года над Сицилией из-за отсутствия дождей нависла страшная угроза гибели урожая. Каждый день солнце поднималось и заходило при совершенно безоблачном голубом небе. Сады Конка д'Оро, окружающие великолепным зеленым поясом Палермо, увядали. Надвигался голод. Народ был в большой тревоге. Самые испытанные методы вызывания дождя не приносили желаемого результата. По улицам и полям двигались процессии. Мужчины, женщины и дети, перебирая четки, целыми ночами лежали распростертыми перед иконами святых. Освященные свечи днем и ночью горели в церквах. На деревьях висели пальмовые ветки, освященные в вербное воскресенье. В селении Солапарута, в соответствии с древним обычаем, сор, выметенный из церквей в вербное воскресенье, был рассеян по полям. Все оказалось тщетным. Жители Никозии с обнаженными головами, босые носили по всему городу распятия и стегали друг друга железными прутами. Ничего не помогало. Даже великий святой, Франциск из Паоло, который ежегодно совершал чудо дождя, то ли не смог, то ли не захотел помочь людям. Обедни, вечерни, представления, иллюминации, фейерверки — ничто не трогало его. В конце концов крестьяне начали терять терпение. Большинство святых подверглось изгнанию. В Палермо жители выбросили святого Иосифа из церкви в сад, чтобы он самолично убедился, как обстоят дела, и поклялись оставить его на солнцепеке, пока не пойдет дождь. Других святых, как непослушных детей, повернули лицами к стене, с третьих сорвали их великолепные одеяния и изгнали далеко за пределы их приходов. Им угрожали, их грубо оскорбляли, окунали в лужи. В городе Кальтанисетта у архангела Михаила оторвали золотые крылья и заменили их картонными; с него сняли также пурпурную мантию и вырядили в тряпье. Еще хуже пришлось святому Анжело, покровителю Ликата. Его вообще раздели догола, всячески оскорбляли, затем заковали в цепи и угрожали повесить или утопить. «Дождь или веревка?» — орала разъяренная толпа, потрясая кулаками перед ликом святого.

и это 1893 год, ультракатолическая сицилия))
какой опиум
чисто потребительская логика


@темы: книги, религия и мифы