гениальный русский читатель понял то доброе, что тщетно хотел выразить бездарный русский беллетрист
начала читать "золотую ветвь" дж. дж. фрэзера (1923 г.) о магическом мышлении примитивных народов, древних культах и обрядах, которые стояли у истоков всех религий мира. о принципах колдовства, божествах плодородия, поклонении деревьям, изгнании зла, табу и праздниках огня
оторваться невозможно

несмотря на то, что книга выпустилась у нас "издательством политической литературы" и сопровождается бескомпромиссным комментарием четкого марксиста-лениниста, увидевшего в ней золотую жилу для пропаганды атеизма, фрэзер религию не критикует, а скорее даже возводит её в ранг абсолюта философского мышления.
но вот о мифологии пишет с очаровательным английским юмором и приводит гору примеров абсурдных и смехотворных суеверий, многие из которых, оказывается, настолько крепко вросли в ментальную структуру человеческого рода, что дожили до наших дней и ни капельки не изменились. вот к их современным носителям он безжалостен

сразу наткнулась на интересный абзац, который добавляет новых красочных аргументов измышлениям липавского про глубинный страх перед веретеном:
У гуцулов, живущих в Карпатах, жена охотника не может прясть, пока ее муж охотится; иначе дичь будет вертеться, как веретено, и охотник не сумеет ее поразить. И в этом случае табу вытекает как следоствие из закона подобия. Во многих областях древней Италии женщинам запрещалось законом прясть вне дома на виду у прохожих и даже показываться на людях с веретенами, так как считалось, что это может повредить урожаю. Думали, вероятно, что вращение веретена могло привести во вращение стебли злаков, и они выросли бы вкривь и вкось. Также у айнов с острова Сахалин беременная женщина за два месяца до родов прекращает прясть и свивать веревку, потому что якобы в противном случае кишки новорожденного могут спутаться, как нити. В одной из областей Индии (в Биласпуре) запрещается вертеть веретено, когда вожди деревень собираются на совет, чтобы обсуждение вопроса, подобно веретену, не вращалось по кругу до бесконечности.

и нет ни одного примера для "позитивной магии" - противоположности табу - когда вращение веретена служило бы на благо. ведь по сути ничего не мешало гуцулам или айнам проассоциировать бесконечность прядения, например, с поддержанием жизни в человеке. но нет - веретено как символ жизни, судьбы и знак мироустройства возникает уже в гораздо более развитых обществах со сложной системой представлений о сакральном, когда место простой ассоциации по сходству (пряжа - кишки) занимает абстракция, божество. (с веретеном изображались славянская Мокошь и древнегреческая богиня необходимости Ананке)
то есть в примитивных, неабстрактных, представлениях веретено служит символом чего-то дурного и производит табу, несмотря на то что вроде бы предмет в хозяйстве полезный и необходимый.

так что, наверно, первобытный ужас перед тем, что олицетворяет веретено - это действительно страх безвременья и обезличенности, иррациональный и потому неискоренимый
зато какая сказка получилась


@темы: книги, религия и мифы