гениальный русский читатель понял то доброе, что тщетно хотел выразить бездарный русский беллетрист
эссе леонида липавского (начало 30-х гг) о природе страха
за которым, в его понимании, чаще всего лежит ужас перед "разлитой", "неконцентрированной", безличной стихийной жизнью и всем тем, что лишает индивидуальности нас самих
Ребенок плачет от испуга, увидев колеблющееся на блюде желе. Его испугало подрагивание этой, точно живой, аморфной и вместе с тем упругой массы. Почему? Потому ли, что он счел ее живой? Но множество иных, подчас опасных действительно, живых существ не вызывает в нем страха. Потому ли, что жизненности здесь обманчива? Но если бы желе на самом деле было живым, оно было бы никак не менее страшным.
Пугает здесь, следовательно, не вообще одушевленность (подлинная или имитация), а какая-то как бы незаконная или противоестественная одушевленность. Органической жизни соответствует концентрированность и членораздельность, здесь же расплывчатая, аморфная и вместе с тем упругая, тягучая масса, почти неорганическая жизнь.
Это страх перед вязкой консистенцией, перед коллоидами и эмульсией. Страх перед однородностью, в которой появляются кратковременные сгущения, тяжи, нити напряжения, зыбкой самостоятельности, структуры.
ещё он пишет о том, что страх перед мертвецами - это не страх смерти, а страх темной, потусторонней жизни, которой ещё живут их тела. поэтому нам так неприятна мысль о том, что у покойников продолжают расти волосы и ногти. то есть, опять же, в ужас приводят проявления безындивидуальной жизни - и тем же страшны сомнамбулы, лунатики и идиоты.
понравилось, как он объяснил страх перед уколом веретена в "спящей красавице": пряжа олицетворяет всё ту же безличную стихийную жизнь без начала и конца (В ней есть скука, и время, не заполненное ничем, и общая, родовая жизнь, которая ветвится и ветвится неизвестно зачем - так и есть, от этого и мурашки бегут), а укол символизирует переход из личностного в безличное (мол, кровь вытекает из пальца - и перестает быть телесной жидкостью, а, отделяясь от тела, обретает самостоятельность и становится тепловатой лужей, неизвестно – живой или неживой. сомнительно, но мысль интересная и мб заслуживает право на жизнь - учитывая, сколько людей испытывают иррациональный страх перед уколами и выступающей на пальце капелькой крови). да и само аморфное состояние безвременного сна должно ужас наводить.
Первый страх – перед консистенцией, второй – перед формой, третий – перед движением.
Обычное наше движение – концентрированное: к одному концу приложена сила, другой конец под ее воздействием пассивно меняет свое положение. Это движение по принципу рычага.
Но глубже и исконнее его колыхательное движение жизни, при котором нет разделения на активные и пассивные элементы, все по очереди равноправны. Такое переливающееся по телу движение называют, в зависимости от того, к чему оно относится, перистальтикой, судорогами, спазмами, перебиранием жгутиков или ног, пульсацией, ползанием разных видов; Но суть его одна: нерасчлененность на периоды (шаги) и отсутствие центра толчка. Этим противны гады. Ведь движение змеи – это движение кишки, да и форма та же.
Как известно, эротические движения – колыхательные.
дальше больше
В человеческом теле эротично то, что страшно. Страшна же некоторая самостоятельность жизни тканей и частей тела; женские ноги, скажем, не только средство для передвижения, но и самоцель, бесстыдно живут для самих себя. В ногах девочки этого нет. И именно потому в них нет и завлекательности.
Есть нечто притягивающее и вместе отвратительное в припухлости и гладкости тела, в его податливости и упругости.
Чем неспециализированнее часть тела, чем менее походит она на рабочий механизм, тем сильнее чувствуется ее собственная жизнь.
Поэтому женское тело страшнее мужского; ноги страшнее рук, особенно это видно на пальцах ног.
идеальная иллюстрация для исследования
прям по пунктам липавского: слизь, многоножки, внутренности, кишкообразная бескостная мурена, оторванная свиная голова, отрезанная кисть, обезличенность лысой андрогинной девушки и семерых лысых мужчин в костюмах, колебание маятника с глазом, живущие своей жизнью губы резнора и его голова на столе вместе с фруктами
а всё вместе - жирная эротика
Потому что все это необъективно конечно же
Заинтересовалась автором
И тем, что он все это писал в 30-е годы. Следовательно, тогда еще можно было дышать, ему льдом мозг не сковало
Однако тот же автор написал произведения «Часы и карта Октября», «Ночь съезда Советов», «Штурм Зимнего»
Как-то все это уживалось
так что, думаю, не уживалось. наверняка это ранние работы, на волне эйфории писаные
"Липавский жил в двух параллельных мирах: издательского заказа - и философии, тотального контроля - и внутренней свободы, того, что можно прочитать только друзьям, - и адресовать тысячам юных читателей... В 30-е годы он пишет философский труд, который был опубликован только в 2005 году под названием одной из глав - "Исследование ужаса". В каком-то смысле это зеркальное отражение детских книг Л.Савельева, в которых страх вытесняется игрой, героическими историями, верой в технику и прогресс".
kid-book-museum.livejournal.com/548062.html
у меня ее не было
kid-book-museum.livejournal.com/545547.html
А сам пост - потрясающий, зависла на теме и пошла по ссылочке читать, мерси)
хармса от них тошнило публично (О детях я точно знаю, что их не надо пеленать. Их надо уничтожать. Для этого я бы устроил в городе центральную яму и бросал бы туда детей), введенский вон в "елке у ивановых" пишет про няню, которая отрубила своей мелкой подопечной голову, а вернувшиеся родители погоревали немножко и стали трахаться
Эртебиз, даа, трент тут бог)
о том, что женщина, по идее, является человеком и, соответственно, тоже может чего-то тоже бояться или считать что-то эротичным, автор не думал. когда мои ноги начнут "бесстыдно жить для самих себя" - меня, безусловно, обнимет кондрашка, это да.
самая же самостоятельная видимая часть тела - член же, ну. сам встает, сам ложится.
самая же самостоятельная видимая часть тела - член же, ну. сам встает, сам ложится
не вижу здесь противоречия с тем, что пишет автор) я думаю, он просто немного постеснялся прямо писать про член, но конечно имел его в виду