была в галерее серпентайн на марине обрамович

на входе попросили сложить в локеры все вещи, включая очки и часы, а потом выдали огромные наушники - вроде тех, что любят покупать ценители качественного звука
или несчастные с громкими соседями за картонной стеной. огромные такие черные наушники, в которых не слышно ничего, кроме шума небытия

заходишь и не понимаешь, что, собственно, происходит
на полу в центре ослепительно-белого зала лежит черный крест. на кресте стоят люди, держась за руки и закрыв глаза. вокруг них, еле передвигая ноги и устремив взгляд в пустоту, кружат, как зомби, другие. в соседнем зале кто-то мучительно медленно дефилирует от стенке к стенке, а кто-то сидит на стуле напротив стены и пристально рассматривает цветной прямоугольник. в третьем зале одна половина спит на раскладушках под цветными одеялами, другая сидит за школьными партами и копошится в горсти зерен. из последних большинство отделяет белые семена от черных, но некоторые выкладывают рисунок.
и все плавают как в супе

мне стало не по себе.
что, ни у кого в глазах и искорки иронии не мелькнет? это ж англичане!
искорку замечаю - у всех тех, кто зашел вместе со мной или чуть позже. бровей не поднимают, губы не кривят, конечно - из уважения к плывущим - но присоединяться не спешат и неловко и дергано распределяются по углам

через полчаса я сижу на стуле у стены и гипнотизирую красный квадрат, потом фиолетовый, потом желтый
в промежутках перевожу взгляд на белую стену и вижу их негативы. у красного это, оказывается, восхитительно-прохладная бирюза. фиолетовый дает флуоресцентный лимон, а желтый оборачивается сумеречной синью. в ушах - шум небытия. в негативах - пейзажи из снов
потом ловлю себя на том, что меряю лилипутскими шагами зал и думаю, как это здорово - ходить. переносить вес слева направо, справа налево. переступать с пятки на носок. сколько мышц работает только в тот момент, как ты отрываешь ступню от земли! чудеса
или вот стою на кресте за руку с английской птичкой. почему-то атрофируется периферическое зрение. у птички холодная рука. а у меня неожиданно теплая. когда отпускаем руки, они у нас одинаковой температуры.
всё это время я двигаюсь так же медленно, как текут мысли
и как мне хорошо!


марины абрамович там, конечно, не было
the artist is absent
суть в том, что люди заходят маленькими порциями, и меньшинство постоянно оказывается в странном магическом мире большинства. но ты ведь пришел сюда играть? тогда вливайся.
свежая кровь быстро принимает правила игры и сливается с одурманенными местными
за какие-нибудь пару часов состав посетителей меняется полностью, но они делают в точности то же, что их предшественники

мы все так хотим чудес


ну и, конечно, этот перформанс - метафора лондона