мощный фильм 1978 года, который мог бы послужить точнейшей иллюстрацией к "золотой ветви" фрэзера
ну той книги об истоках мифов и религий, на которую я неустанно ссылаюсь и где что ни параграф, то кладезь остроумия и бесовщины
о чем фильм. на шотландский остров с большой земли прилетает сержант полиции, потому что к нему поступило анонимное сообщение о пропаже на саммерайле (summerisle) девочки-подростка. сержант без толку опрашивает жителей, показывает им фотографию пропавшей, но те подозрительно яростно мотают головой и разводят руками. он тыкается из одного дома в другой, однако встречает тупое непонимание и к своему негодованию (а он убежденный католик) обнаруживает, что жители острова исповедуют язычество: без всякого стыда поклоняются богу солнца, матери полей и фаллосу, целыми днями пляшут и поют непристойные песни (поют много, это почти мюзикл. но тексты интересно послушать - там либо про секс, либо про секс и смерть) и в экстазе готовятся к Майскому дню.
через какое-то время о девочке "вспоминают", но отказываются отвечать, при каких обстоятельствах она умерла и почему в её могиле лежит труп зайца.
здорово то, как представили вот это местечковое язычество. на минуточку, "плетеный человек" заявлен как фильм ужасов - но они, по-моему, просто взяли и по максимуму нашпиговали картину самыми красочными примерами из "золотой ветви". то есть в ней нет ничего такого невероятного и особенно отталкивающего, зато тут и там встречаются ритуалы, корни которых углубились в седую древность, и о которых, по словам фрэзера, к началу двадцатого века помнили только дряхлые старушки
пройдусь прям по порядку, ибо диво сколько всего сумели втиснуть
читать дальше- первый удар для сержанта - коллективно совокупляющиеся в ночи пары.
потом по сюжету станет ясно, что молодые люди делали это не из праздной похоти, а с благородной целью: поспособствовать плодородию земли и плодоносности посевов, которые в этом году дали дуба (в чем вся загвоздка)
с теми же намерениями хозяин острова (лохматый молодой кристофер ли, он же саруман) приводит к первой красавице саммерайла миловидного юношу
- прикол: в школе дети не штудируют классику и не умножают дроби, а танцуют вокруг майского дерева и слушают про то, что оно символизирует. пенис.
- пуповину ребенка привязывают к молодому деревцу.
это прям последний фрэзеровский раздел, про хранение души человека (или части души) в неодушевленных предметах и животных. пуповину новорожденного зарывали под деревцем, и отныне их судьбы были повязаны: если дерево ломалось или чахло, ребенку нечего уже было ждать долгой и счастливой жизни. и наоборот, если умирал ребенок, дни дерева были определенно сочтены.
- голые девы прыгают через костёр, потому что хотят забеременеть.
когда читала, для меня это было открытие, но вообще логика нехитрая: по представлениям древних, подобное влияет на подобное (фрэзер это называет гомеопатическим мышлением). раз ритуальные костры, они же родственники солнца, заставляют плодоносить природу, значит, и на женщин они непременно окажут сходное влияние. сейчас подумала про снегурочку. холодная = фригидная = не может забеременеть = тает? ))
- дети выносят куклу смерти из деревни.
в хрестоматийном случае они, побродив по улицам и постучавшись во все двери, несут её топить. кукла стала воплощать смерть довольно поздно, потому что примитивному мышлению, говорит фрэзер, несвойственны такие сложные абстракции. старый урожайный год они выносили! а топили для того, чтобы по принципу гомеопатической магии привлечь дожди.
- в майском праздновании участвуют три заводилы: мужчина-женщина, человек в костюме лошади и панч (дурак, петрушка).
насчет первого могу сказать только то, что до того, как на праздниках плодородия появились парные фигуры (Король и Королева мая, например), мужское и женское начало соединялось в одной кукле. андрогинное было такое чучело, забавное. и кристофер ли в парике и платье хорош
человек-лошадь - все то же олицетворение урожая. причем то или иное животное обычно выступало символом урожая не потому, что его использовали в сельском хозяйстве, совсем нет. а потому что оно внезапно пробегало по полям и наводило пугливых крестьян на мысли о том, что оно есть не что иное, как вольный дух зерна.
а дурак - это король на день. издревле правители умерщвлялись, чуть только их физическое или моральное состояние начинало подавать тревожные признаки одряхления. царёк находится в гомеопатической связи с окружающим миром: от него одного, от его силы и крепости, зависит всеобщее процветание, рост зерна, плодоносность садов и благополучие скота. слабость правителя может оказать плачевное воздействие на жизнь каждого его подданного и обратиться катастрофой для целого поколения. следовательно, владыку нужно регулярно менять на нового, пышущего молодостью, красотой и удалью - чтобы точно так же цвели сады и радовали глаз посевы. так и делали, пока сами цари не решились покончить с этой неприятной процедурой и не стали назначать на роковую неделю (иногда на целый месяц или только на день) местного "дурака" - обычно человека нищего, отчаявшегося, который был готов за недолгий сладостный период торжества (а ему передавались все королевские полномочия) поплатиться собственной головой.
- в фильме упоминается, как во время обряда с девушки сняли кожу, и в нее завернулся местный служитель культа.
девушка наверняка была олицетворением богини урожая; обряд, опять же, - вопиюще буквальный символ перерождения, призванный обеспечить нерушимость годичного цикла и приток новых сил в лоно матушки-природы. че-то такое интересное с этим связано было и в "золотой ветви", но я забыла и уже не найду
- ну и сам "плетеный человек" (the wicker man)
тут интересно то, что чучела, которые сейчас сжигают на масленицу, марди гра, мэй дэй и другие жирные языческие праздники солнца и урожая, когда-то действительно были полые, как в фильме. и сжигали их с человеком внутри.
фрэзер, кстати, выдвигает любопытную теорию происхождения минотавра: дескать, в незапамятные времена на крите людей могли сжигать в чучеле, которому придавалось сходство со священным быком. отсюда в народном эпосе появился ревущий, несчастный страдалец человекобык
вот сколько всего!
кстати, на фильм 1978 года есть римейк с николасом кейджем, но его никто не любит. уж не знаю, из-за того ли, что римейки такой мощной классики у ценителей не в чести, или потому что кейдж в опале
ещё пишут, что картина обрела такую бешеную популярность, что на месте съемок стали ежегодно проводить фестиваль, на котором веселились до упаду и каждый раз сжигали очень похожее на плетеного человека чучело. а что удивляться! семидесятые